Ребёнок рождается, не имея мышления. Чтобы думать, необходимо овладеть чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью.

Память − это закрепление, сохранение и отображение в уме всего того, что происходило в прошлом опыте человека.

Мышление − это процесс познания человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях.

Логическое мышление формируется на основе наглядно-образного и является высшей стадией мышления вообще. Исследования психологов подтверждают, что только к четырнадцати годам ребёнок достигает стадии формально-логических операций, после чего его мышление становится всё больше похожим на мышление взрослого человека.

Однако основа для развития логического мышления закладывается ещё в дошкольном возрасте.

Рассмотрим возможности активного включения в процесс математического развития ребёнка различных приёмов умственных действий на математическом материале.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.

Классический пример сериации: матреш­ки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Сериации можно организовать по размеру: по длине, по вы­соте, по ширине - если предметы одного типа (куклы, палоч­ки, ленты, камешки и т. д.) и просто «по величине» (с указа­нием того, что считать «величиной») - если предметы разно­го типа (рассадить игрушки по росту).

Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски.

Цветная вода (на сериацию по насыщенности цвета).
Цель: закрепить у детей представления об оттенках цвета, учить детей находить три оттенка любого цвета и называть их: «темный», «светлый», «самый темный», «самый светлый».

Анализ - выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку.

Например, задан признак: кислый. Сначала у каждого объ­екта множества проверяется наличие или отсутствие этого при­знака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.

В психологии анализ и синтез рассмат­риваются как взаимодополняющие друг друга процессы (ана­лиз осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).

Н.Б. Истомина отмечает, что «способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в уме­нии выделять элементы того или другого объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции».

Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в еди­ное целое можно предлагать с первых же шагов математиче­ского развития ребенка.

A. Задание на выбор предмета из группы по любому при­знаку (2-4 года):

  • Возьми красный мячик.
  • Возьми красный, но не мячик.
  • Возьми мячик, но не красный.

Б. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку (2-4 года):

  • Выбери все мячики.
  • Выбери круглые, но не мячики.

B. Задание на выбор одного или нескольких предметов по
нескольким указанным признакам (2-4 года):

  • Выбери маленький синий мячик.
  • Выбери большой красный мячик.

Задание последнего вида предполагает соединение двух при­знаков предмета в единое целое.

Выше приводилось множество заданий синтетического ха­рактера на соединение различных элементов объекта в единое целое на вещественно-конструктивном уровне.

Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыс­лительной деятельности у ребенка в методике рекомендуют за­дания, в которых ребенку необходимо рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения. Способом организации такого всестороннего (или по крайней мере многоаспектного) рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.

Традиционной формой на развитие визуального анализа яв­ляются задания на нахождение «лишней» фигуры. Более сложной формой такого задания является выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задание можно предлагать детям старшей и подготовительной групп.

Психологически способность к синтезу формируется у ре­бенка раньше, чем способность к анализу. На этой основе мож­но построить формирование аналитико-синтетического про­цесса: если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части.

Деятельность, активно формирующая синтез в дошкольном возрасте, - это конструирование . Сначала это деятельность чис­то синтетическая с образцом процесса выполнения по типу «де­лай как я». На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весь процесс конструирования, затем - повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельное восстановление способа построения уже готового объекта. (Задания вида «Сде­лай такой же»). Четвертый этап заданий такого рода - это уже творческое задание: построй высокий дом, построй гараж для этой, машины, сложи петуха (задания даются без образца, ре­бенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров - гараж именно для этой машины).

Для конструирования используются любые мозаики, кон­структоры, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый в этих играх исполняет роль ненавязчивого помощ­ника, его цель - способствовать доведению работы до конца, т. е. до получения задуманного или требуемого целого объекта.

Сравнение - логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, яв­ления, группы предметов).

Сравнение требует умения выделять одни признаки объек­та и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это»:

  • Какие из этих предметов большие желтые? (Мяч и мед­ ведь.)
  • Что большое желтое круглое? (Мяч.) и т. д.

Ребенок должен использовать роль ведущего так же часто, как и отвечающего, это подготовит его к следующему этапу - умению отвечать на вопрос: Что ты можешь рассказать об этом предмете? (Арбуз боль­шой, круглый, зеленый. Солнце круглое, желтое, горячее.)

Вариант. Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, синяя, блестящая, шелковая.)
Вариант. «Что это: белое, холодное, рассыпчатое?» и т. д.

Задания на разделение объектов на группы по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.) тре­буют сравнения.

Все игры вида «Найди такой же» направлены на формиро­вание умения сравнивать. Для ребенка 2-4 лет признаки, по которым ищется сходство, должны быть хорошо опознаваемы­ми. Для более старших детей количество и характер призна­ков сходства могут широко варьироваться.

Приведем пример задания, в котором от ребенка требуется сравнение одних и тех же предметов по различным признакам.

Материалы. На фланелеграфе изображения двух яблок: маленькое желтое и большое красное. У детей набор фигур - два треугольника: синий и красный, два квадрата: красный и желтый, два круга: маленький зеле­ный и большой желтый.

Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов.

Классификация - разделение множества на группы по ка­кому-либо признаку, который называют основанием классифи­кации.

Основание для классификации может быть задано, но может и не указываться (этот вариант чаще используется со стар­шими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать).

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно про­водить…..

  • по наименованию предметов (чашки и тарелки, ракуш­ки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
  • по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - ма­ленькие мячики; в одну коробку длинные карандаши, в дру­гую - короткие и т. д.);
  • по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеле­ные);
  • по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту
    коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
  • по другим признакам (съедобное и несъедобное, плаваю­щие и летающие животные, лесные и огородные растения, ди­кие и домашние звери и т. д.).

Все перечисленные выше примеры - это классификации по заданному основанию : педагог сам сообщает его детям. В другом случае дети определяют основание самостоятельно. Педагог задает только количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов). При этом основа­ние может быть определено не единственным образом.

Способ выполнения. Возможны два варианта: классификация по фор­ме и по цвету. Педагог помогает детям уточнить формулировки - если дети делят фигуры на круги и квадраты, то учитель обобщает: «Значит, раз­делили по форме».

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) фор­ме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выде­ление и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является ре­зультатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: все эти предметы - большие, а эти все - маленькие; эти все красные, эти все синие; эти все лета­ют, эти все бегают и т. д. Все приведенные выше примеры сравнений и классифика­ций завершались обобщениями.

Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. В связи с изменениями в содержании и методи­ке обучения математике в начальной школе, которые ставят своей целью развивать у учащихся способности к эмпириче­скому, а в перспективе и теоретическому обобщению, важно уже в детском саду обучать детей различным приемам моде­лирующей деятельности с помощью вещественной, схема­тической и символической наглядности (В.В. Давыдов), учить ребенка сравнивать, классифицировать, анализировать и обоб­щать результаты своей деятельности.

Валентина Тарасова
Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста

Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС

Согласно Федеральному государственному стандарту ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие » , а также «интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей» .

Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать «позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций »

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума , формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления . Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Обучающие логико -математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются :

1) развитие у детей логико -математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

2) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

3) освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация) ;

4) развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

5) овладение детьми математическими способами познания действительности : счёт, измерение, простейшие вычисления;

6) развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

7) развитие точной , аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8) развитие активности и инициативности детей ;

9) воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности , ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

1) Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.

2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.

3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой) . Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)

4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника , осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра) .

5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития . Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.

Мы должны рассматривать новые подходы к организации логико-математического развития детей в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , анализируются способы организации образовательной деятельности, направленной на с учетом интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности.

В первую очередь использовать игру, игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста и обращать внимание на то, что сюжетная логико -математическая игра представляет собой аналог традиционного математического занятия. В сюжетно-ролевых играх могут быть созданы условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, пространства и времени, для организации опыта экспериментирования с различными веществами и пр.

Сугубо математические операции, такие как классификация, сериация, сравнение, анализ, оказываются востребованными в процессе речевого развития детей , когда используются игры и упражнения, предусматривающие установление родовидовых отношений (игрушки, овощи, фрукты и т. п.) и последовательности событий, отгадываются загадки, составляются рассказы и пр.

В процессе организации поисково-исследовательской деятельности педагог знакомит детей с понятиями величины и множества, пространства и времени, многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.

В трудовой деятельности, при организации совместных трудовых действий, дежурств, поручений, заданий необходимо обращать внимание на освоение детьми временных и количественных характеристик и зависимостей, логических связей , отношений и зависимостей; различных средств и способов познания.

В музыкально-художественной деятельности логико-математическое развитие детей осуществляется за счет использования «временных интервалов, освоения таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т. п. ; использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т. п.»

Логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение (восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена, «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского и др., а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят» , английская народная сказка «Три поросенка» , словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.)

При таком подходе к логико-математическому развитию дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности, что создает условия для их социализации, формирования интегративных качеств личности, развития предпосылок универсальных учебных действий.

Логические и математические игры.

Современные логические и математические игры разнообразны.

В них ребенок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление , сообразительность, смекалка

*Отметим некоторые из них :

настольно-печатные : «Цвет и форма» , «Геометрия» «Сосчитай» , «Мосты и берега» , «Прозрачный квадрат» , «Логический поезд » и др.

игры на объёмное моделирование : «Кубики для всех» , «Тетрис» , «Шар» , «Змейка» , «Геометрический конструктор» и др.

игры на плоскостное моделирование : «Танграм» , «Сфинкс» , «Геоконт» и др.

игры из серии «Форма и цвет» : «Сложи узор» , «Уникуб» , «Цветное панно» , «Разноцветные квадраты» , «Треугольное домино» , «Цветное панно»

игры на составление целого из частей : «Дроби» , «Сложи квадрат» , «Греческий крест» , «Сложи кольцо» , «Шахматная доска» и др.

игры-забавы, головоломки : лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками) и др.

развитие игровой динамики (от малых успехов к большим) ;

поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей ;

взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным

В результате освоения игр происходит :

во первых - Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!» )

во вторых - Развитие умения думать , осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!» , «Хочу играть по - другому!» , «Давайте еще поиграем!» ,

«Жалко, что так мало…» )

^ И в третьих - Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.

Средства логико-математического развития дошкольников :

1 .Пособия дидактические и универсальные (Логические блоки , палочки Кюизенера, пособия М. Монтесорри, «Геоконт» Воскобовича)

^ 2. Дидактические игры (лото, домино, игры В. Воскобовича «Планета умножения» , «Цифра - домино»

3. Развивающие игры (Никитина, Воскобовича (Игровой квадрат, «Прозрачный квадрат» , головоломки, плоскостное моделирование (Танграм, Пифагор и т. п., конструкторы, игры с палочками (Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников ».

4. Модели (пирамидки, основа с матрешками, елками для малышей; планы пространства, схемы сложение построек, времени модели (круговая, объемная; натуральный ряд чисел - прямая;)

5. Материалы (для взвешивания, измерения, группировки, сортировки и т. п.) : абстрактные (фигуры, «жизненные» (шишки, листья и т. п.) ; предметные (пуговицы, карандаши, фломастеры», старые монетки, клубки и т. п.).

6. Познаватльные книги и рабочие тетради.

7. Компьютерные игры и др.

Татьяна Голикова
Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС

«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС »

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений . Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении , выделении, назывании множеств предметов , чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей .

Логико -математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей , целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений .

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки) . Они интересны для детей , эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр , задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей . В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению.

В своей группе в утреннее и вечернее время провожу игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур» , «Составь картинку» , «Арифметическое домино» , «Геометрическая мозаика» , «Найди пару» , «Математические цветочки» , игры в шашки. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются .

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов. Поэтому в каждой группе должен быть уголок занимательной математики. Это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Здесь детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях.

В своей группе, для старшего дошкольного возраста , в уголке занимательной математики я использую головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как во время игры идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В своей группе я использую самые простые головоломки. Так же использую наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Для игры много сделано таблиц с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

В группе имеются игры на составление плоскостных изображений предметов , животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбирались не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры : квадрата, прямоугольника, круга, овала. Это игры : «Танграм» , «Колумбово яйцо» , «Монгольская игра» . Детей увлекает результат составить увиденное на образце. Они стараются расположить фигуры так, чтобы создать силуэт выбранного изображения. Так же в моей группе дети любят играть в блоки Дьениша и в кубики Никитина. Во время этих игр у детей развивается мелкая моторика , воображение, речь, внимание, формируются сенсорные эталоны цвета, величины и формы, пространственное ориентирование. Блоки Дьениша и кубики Никитина могут превращаться в домик, птичку, бабочку, кораблик и т. д. Из них можно построить башню, грибок, машину, ракету.

Из многообразия логико -математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки , задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения : Четыре братца под одной крышей живут (стол) . Какое число не изменяется от его переворачивания (восемь) . Что после трёх годов будет с козой (пойдёт четвёртый год) .В каком слове стоит столько же цифр, сколько букв (сто) . Как из трёх палочек сделать четыре, не ломая их (сложить цифру четыре) .

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Во время таких занятий у детей формируются : математические представления , логическое мышление , самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Публикации по теме:

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Китайская мудрость Характеристика проекта Проект рассчитан.

Сценарий новогоднего представления для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Деда Мороза» Ведущий. Мы начинаем детский бал, Веселый, шумный карнавал! У елки спляшем и споем Мы весело сегодня. Смотрите все, а мы начнем Наш.

Сценарий театрализованного представления «Сказочный и весёлый праздник» для детей старшего дошкольного возраста Ведущая: Дорогие зрители, дети и родители. Наши развлечения увидеть, не хотите ли? Приглашаем, стар и млад, дед Мороз всем будет рад. Ой,.

Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста. Разработка и выбор технологий логико-математического.

Создание предметно-развивающей среды с учётом требований ФГОС в группе предшкольного (старшего дошкольного) возраста 1 слайд. Создание предметно - развивающей среды в группе предшкольного (старшего дошкольного) возраста МОУ Городская основная общеобразовательная.

Библиотека изображений:

На чтение 9 мин. Просмотров 1.3k.

Базовая дошкольного возраста «Я в мире» предполагает создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого дошкольника и формирование жизненной компетентности.

Это предполагает постепенный переход от учебно-дисциплинарной модели образования к личностно-ориентированной, направленной на организацию полноценной жизнедеятельности самого ребенка как активного субъекта”.

Логико-математическое развитие: задачи

В задачах логико-математического развития традиционный математический аспект знаний совмещен с логическим. Возможность и целесообразность сочетания логического и математического аспектов были предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых.

В частности, как одна из основных задач, которые должны решаться в дошкольном возрасте, признан переход от конкретных эмпирических знаний к понятиям научного характера.

За основу введения таких понятий берутся различные математические и логические действия.

Логико-математическое развитие — научные исследования

В научных исследованиях доказана способность детей старшего дошкольного возраста понимать несложные по содержанию научные понятия (Л. Выготский, П. Гальперин, Является. Кабанова-Меллер, Из. Калмыкова, А. Леонтьев, Н. Менчинська, С. Рубинштейн, Н. Талызина, А. Усова), выявлены существенные связи действительности, которые являются доступными дошкольникам в предметно-чувственной познавательной деятельности (Л. Венгер, А. Запорожец), генезис понятия «число» и особенности осознания детьми числовых абстракций (Н. Вовчик-Голубая, П. Гальперин, В. Давыдов, Г. Костюк); разработаны оптимальные формы и методы обучения дошкольников (Л. Артемова, А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Грамма, Ое. Карпова).

Н. И. Баглаева дает определения дефинициям «логико-математическое развитие» и «логико-математическая компетентность», которые положены в основу содержательных линий БК дошкольного образования.

Логико-математическая компетентность ребенка

Логико-математическая компетентность старшего дошкольника характеризуется целым комплексом умений.

В частности, ребенок:

  • осуществляет классификацию по величине, массе, объему, расположению в пространстве, ходу событий во времени;
  • классифицирует геометрические фигуры, предметы и их совокупности по качественным признакам и численности;
  • измеряет количество, длину, ширину, высоту, объем, массу, время;
  • осуществляет простейшие устные вычисления, решает арифметические и логические задачи;
  • проявляет интерес к логико-математической деятельности;
  • стремится находить свои пути решения задач, самостоятельно выводит новые знания из усвоенного;
  • умеет рассуждать, обосновывать, доказывать и отстаивать правильность своего рассуждения;
  • правильно пользуется выражениями, обозначающие положение предметов в пространстве, указывает направления, связанные с ориентацией во времени;
  • произвольно, в нужный момент, воспроизводит знания, легко и быстро использует их в различных жизненных ситуациях, проявляет в разных формах активности.

Комплекс логико-математических задач

Для успешного формирования логико-математических понятий и эффективного развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста необходимо разработать целостный комплекс задач, дидактических игр и упражнений по формированию и развитию каждого понятия в процессе познавательной деятельности ребенка с определением времени их проведения и места в режиме ДОУ.

Данный комплекс составляется с учетом сложности и объема учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей детей старшей группы.

Он предусматривает формирующие, закрепляющие и контрольные занятия, развивающие игры по расширению и обобщению знаний, продуктивные и репродуктивные упражнения на развитие предметных и умственных действий, задания для самостоятельной и индивидуальной работы детей.

Согласно этого содержания целесообразно планировать и разрабатывать дидактический материал для работы с детьми.

Задачи логико-математического развития

Учитывая принципы построения учебно-воспитательного процесса, его дидактическую логику воспитатели предлагают задания, которые предусматривают:

  1. постепенное усложнение материала;
  2. согласование нового материала с ранее изученным;
  3. систематическое повторение уже знакомого учебного материала с целью его прочного и полного усвоения;
  4. соответствие учебного материала определенной учебной теме;
  5. сочетание с иными видами деятельности (интегрированность);
  6. самостоятельное и творческое использование изученного материала детьми с обязательным изложением собственных мыслей в виде рассуждений и умозаключений.

Работа со старшими дошкольниками по формированию логико-математических понятий предполагает систематичность, целеустремленность и должно осуществляться с опорой на те виды деятельности, которые больше всего способствуют умственному развитию ребенка.

Понятно, что главная роль на занятиях отводится развитию детей, поэтому занятия не заменяются никаким другим видом деятельности, даже игрой, особенно в старшем дошкольном возрасте, поскольку для перехода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому необходимо формирование определенного уровня готовности.

Игровая деятельность и логико-математическое развитие на занятиях

Игровая деятельность на занятиях в старшем дошкольном возрасте не должна занимать большую часть занятия, даже в том случае, когда игры добираются на закрепление учебного материала и обеспечивают математическую подготовку ребенка.

Главным средством организации обучения старших дошкольников являются познавательные задания и упражнения для формирования, закрепления и расширения знаний, а также проблемные задания, способствующие развитию навыков использования полученных знаний в новых практических условиях.

Кроме того, разрабатываются , дидактические упражнения — таблицы, направляющие внимание детей на решение разнообразных логико — математических задач и развивающие их сообразительность. Дети учатся рассуждать, доказывать свое мнение, обосновывать его, делать выводы.

Самостоятельное придумывание рассказов по картинкам предоставляет пространство детскому воображению, способствует развитию речи, мышления.

Например, детям предлагают рассмотреть картинки и установить последовательность явлений: что было сначала, а что потом, расположить номера в кружочках согласно последовательности действий, составить небольшой рассказ

Приведем пример задачи логико-математического содержания

«ОПРЕДЕЛИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ»

Надо разложить картинки в правильной последовательности.

Выполнив это задание, дети ищут следующую цифру 5.

Она прикреплена к магнитофону. Воспитатель включает его, звучит запись: “На связи Королева Логика. Поздравляю вас, малыши! Вы хорошо справились с этим моим заданием».

Особого внимания требует логико-математическое развитие через организацию дидактических игр с детьми. Их проводят ежедневно, независимо от видов запланированных учебных занятий.

Игры разбивают по сериям в зависимости от их содержания, педагогических задач, цели, обучения и развития ребенка.

Примеры различных видов дидактических игр: «Собери в корзину», «Что, где?», «Покажи столько же», «Скорее называй», «Игра с палочками», «Какая цифра пропала?», «Кто больше назовет?» и тому подобное.

Сюжетно-ролевые игры типа «В кукольном магазине», «В зоопарке», «День рождения», «В больнице» направлены на творческое использование детьми дошкольного возраста изученного материала, проигрывание ситуаций, похожих на жизненные.

Также нужно подбирали такие задачи, которые бы способствовали формированию у детей стремления добывать знания, желание мыслить, доказывать и аргументировать собственное мнение, элементарную критичность мышления, умение избегать логических ошибок, умение использовать полученные знания в других видах деятельности.

Эффективными в формировании самостоятельности детей являются задачи, имеющие несколько вариантов решения. Дошкольники имеют возможность проявить независимость и инициативу в выборе решений.

Так, дети самостоятельно выполняют задание по словесной инструкции педагога: «Выложи фигуры в ряд, чтобы рядом не было одинаковых по размеру или форме».

Исследованиями ученых доказано, что для успешного самостоятельного решения ребенком познавательной задачи он должен полностью усвоить понятия, правила и принципы, лежащие в основе решения.

Полное усвоение логико-математических понятий возможно при условии обеспечения единства понятийных, образных и практических действий дошкольника, что достигается с помощью поэтапного введения предметных и наглядно-схематических моделей обучения.

Дети усваивают наглядно-схематические модели только при условии систематической и разнообразной деятельности с ними.

Для организации такой работы педагог разрабатывает различные виды упражнений, познавательных заданий, игр с использованием схематических моделей обучения. Чтобы модель была понятна и доступна для детей, сначала воспитатель ее создает вместе с детьми. При этом называются условно принятые обозначения и символы.

Дети учатся подбирать простые отметки, которые несложно изобразить, воспитатель, если необходимо знакомит детей с условными общепринятыми пометками и символами. При расположении обозначений и символов в рисунке у дошкольников формируется умение учитывать их взаимосвязи, отражать существующие отношения.

Работа логико-математическое развитие осуществляется только при условии наличия у детей базовых представлений о тех или иных логико-математических понятиях, сформированных с опорой на предметную модель.

Поэтому перед переходом детей к работе с наглядно — схематическими моделями педагог должен быть уверенным в том, что дошкольники в полной мере усвоили материал, процессы действий с предметными моделями.

Показателями усвоения материала является скорость выполнения заданий, надежность, способность объяснять результаты, знания алгоритма действия, что выражается в возможности переноса способов выполнения задач в новые подобные ситуации.

В практической работе воспитатели логико-математическое развитие детей 5-6 лет осуществляют через нетрадиционные методы обучения математике: проблемные ситуации и задачи, задания с элементами поиска, задачи-шутки, задачи-загадки, задачи со сказочным сюжетом.

Интересным для детей является решение задач со сказочным сюжетом, образцы которых предложила Е. Яворская. Использование подобных задач, способствует развитию у детей сообразительности, творческого воображения, логического мышления, стимулирует познавательную активность, формирует умение самостоятельно, рационально и творчески выполнять задания.

«Сказка про ноль»

Лисичка, ежик и Зайчик нашли в лесу яблочко. Лисичка предложила выполнить какое-то действие с единицей и нулем, чтобы получилось число, больше единицы. У кого это получится, тот и съест яблочко, ежик добавил к единице нуль и опять получил единицу (1+0=1).

Зайчик отнял от единицы нуль и получил такой же ответ. А Лисичка просто приписала нулика к единичке и получила аж 10. Так кто же полакомился найденным яблочком?

«Пирожки»

Красная Шапочка шла к бабушке и несла ей пирожков: с мясом, с грибами и с капустой. С мясом было три пирожка, с капустой на два меньше, чем с мясом. Сколько было пирожков с грибами? (Два).

Задачи об одном событии в пределах одного часа.

Карточка 1.

Золушка начала готовить ужин в 16:05 и возилась в течение 40 минут.
В котором она закончила эту работу и смогла начать уборку?

Карточка 2.

Змей Горыныч вылетел осматривать свои владения в 14 час. и вернулся в 14:55.

Сколько времени он отсутствовал?

Среди эффективных средств логико-математического развития детей 5-6 лет выделяем художественное слово (стихотворные задачи, задачи-рассказы), народную педагогику (сказки, загадки, пословицы).

Систематическое обращение к художественному слову подводит ребенка к пониманию народной и литературной речи, обогащает детей различными способами доказательства, развивает навыки логического суждения, обеспечивает более быстрый мыслительное, речевое и художественное развитие.

Подбирая методы обучения, необходимо учитывать уровень актуального и потенциального развития ребенка, степень сложности изучаемого материала, специфику используемых дидактических средств, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, цели и задачи обучения.

Дата публикации: 10.05.17

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка»


Проект

«Развитие

логико – математических способностей

у дошкольников»

Воспитатель I квалификационной

Анна Алексеевна

пгт. Куминский

Информационная карта проекта

МКДОУ «Рябинка»

Полное название проекта

«Развитие логико – математических способностей у дошкольников»

Шитова Анна Алексеевна

Участники проекта

подгруппа детей (10 человек), родители, педагоги.

Возраст детей

Район, поселок, представивший проект

гп Куминский Кондинский район

628205 гп Куминский ул. Почтовая д.36

Вид, тип проекта

Исследовательский практико – ориентированный, микрогрупповой

Направление деятельности проекта

Необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности, самостоятельности, логики мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных операций, в быстром и глубоком запоминании материала математического содержания.

Создание условий и содействие развитию дошкольников логико – математического типа интеллекта в целостном образовательном пространстве дошкольного учреждения через внедрение инновационных развивающих технологий.

Аннотация проекта

Проект «Развитие логико – математических способностей у дошкольников» максимально адаптируется к потребностям, особенностям, логико – математическим способностям ребенка, что является непременным условием стратегии, реализуемой через выстроенную индивидуальную образовательную технологию. Разработан с учетом специфических особенностей ближайшего окружения ребенка, определяет для окружающих ребенка взрослых цели, задачи, условия и средства его воспитания и развития. Несет стратегию локальных изменений: обновление образовательной деятельности за счет внедрения методов и приемов, организационных форм, обеспечивающих личностный рост ребенка, позитивную динамику его образовательных достижений. Определяет пути индивидуальной траектории развития ребенка, достижения прогнозируемого результата, который должен быть получен к определенному моменту времени. Позволяет своевременно выявлять и предупреждать нежелательные тенденции в развитии одаренного ребенка в период реализации образовательных целей и задач.

Место проведения

МКДОУ «Рябинка»

Сроки проведения

Учебный год

Форма проведения

Дневная, (в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности)

Ожидаемые результаты

Повышение интеллектуального уровня воспитанников в логико – математическом развитии.

Увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с опережением в интеллектуальном развитии.

Построение развивающей среды на основе совместной партнерской деятельности всех участников педагогического процесса.

Положительное влияние условий социума на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность

Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой к обучению в школе. Однако математическое образование в дошкольном возрасте, бесспорно, направлено не на формирование первичных счетных навыков, как считают многие. Оно способствует развитию логического мышления, сенсорных каналов восприятия, всех первичных базовых навыков.

Данный этап очень важен в формировании математических представлений, что доказывается в многочисленных исследованиях ученых. Как указывается в концепции непрерывного математического образования, математические отношения представляют инструмент самопознания математики самим ребенком. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в период новых технологий и стремительного прогресса на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.

1.2. Проблема

Уделяется недостаточно внимания формированию у дошкольников логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с жизнью де­тей и практическим опытом.

Недооцениваются на практике вопросы формирования у дошкольников пытливости, любознательности, самостоятельности, т.е. тех качеств, которые необходимы ребенку для радостного восприятия окружающего мира и предстоя­щей учебной деятельности.

Потенциальные возможности детей часто ос­таются нереализованными.

  • Углубленное развитие общих и специальных интеллектуальных способностей детей путем вооружения их инструментом интеллектуального действия и обучения методам самостоятельного добывания знаний.
  • Создание специальной образовательно-интеллектуальной среды.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Работая с детьми, заметила, что несколько детей в группе (третья часть группы) проявляют интерес к занимательным математическим играм, имеют математические способности. Чтобы определить уровень развития интеллектуальной активности воспитанников, наблюдала за детьми в образовательной деятельности познавательного цикла, в разных видах продуктивной деятельности, а также в деятельности, носящий моделирующий характер. Пришла к выводу, что эти дети отличаются от других. Например,

по скоростным показателям :

Быстро решают логико – математические задачи

Быстрота осознания проблемной ситуации

Стремление длительное время заниматься интеллектуальной деятельностью и т.д.

По эргическим показателям:

Стремление к продолжению и завершению интеллектуальной задачи

Возвращение к прерванному интеллектуальному действию и т. д

По вариативным показателям:

Разнообразие и нахождение новых способов решения задач

Разнообразие мыслительных процессов (классификаций, направлений анализа, путей обобщении и т.д.)

Технологиями мыслительных действий, процессами познавательного поиска.

И тогда я поставила перед собой цель: организовать дополнительную работу по логико - математическому развитию с этими детьми.

1.4. Нормативно-правовое обеспечение проекта:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26,

Устав МК ДОУ детского сада «Рябинка»

  • Лицензия на правоведения образовательной деятельности от 11 сентября 2015 г. № 2274, выданной службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
  • Образовательная программ дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рябинка», Приказ № 164-од от 09.09.2015 г.
  • Основная часть
    • Условия для успешного обучения дошкольников логико – математического типа интеллекта.

  • Изучена методическая литература по данному направлению.
  • Создана предметно-развивающая среда в группе по интеллектуальному развитию: центр познания, оборудованный необходимыми учебно-игровыми пособиями в области логико - математического развития детей.
  • Создана картотека развивающих игр с логико - математическим уклоном.
  • Разработаны и изготовлены карты с заданиями для работы дома и в группе.
  • Участие детей во всероссийских заочных интеллектуальных проектах, районном конкурсе по интеллектуальному развитию «Умники и умницы».
  • Разработан и реализуется проект «Развитие логико – математических способностей у дошкольников» - организация работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, в качестве дополнительного образования.
    • Задачи:

2.2. Цель: Создание условий и содействие развитию дошкольников логико – математического типа интеллекта в целостном образовательном пространстве дошкольного учреждения через внедрение инновационных развивающих технологий.

  • Развивать познавательные интересы у дошкольников: любознательности, пытливости ума, формирование активности и стремления к получению новых знаний.
  • Развивать познавательные способности ребенка как основы интеллекта.
  • Развивать познавательную деятельность: формирование чувственных способов познания, формирование системы умственных действий, развитие познавательных психических процессов.
  • Создавать условия, способствующие формированию интеллектуальных способностей и индивидуальному для каждого ребенка стилю познавательной деятельности.
  • Разрабатывать и реализовывать эффективные формы работы с родителями по вопросам интеллектуального развития детей.
    • Основное направление стратегии развития логико – математических способностей воспитанников - необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности, самостоятельности, логики мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных операций, в быстром и глубоком запоминании материала математического содержания.

Рабочая гипотеза:

предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития логико - математических способностей детей.

Условия инновационной работы:

Создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

Новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;

Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;

Необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом;

При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.

2.4. Методы и приемы работы:

Поисковые (моделирование, эксперименты);

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения);

Практические (упражнения);

Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи);

Современные педагогические технологии:

- Ситуация

Проблемно- ­ игровая

Информационная технология

Методы повышения познавательной активности:

Элементарный анализ (установление причинно – следственных связей0

Сравнение

Метод моделирования и конструирования

Метод вопросов

Экспериментирование и опыты.

Направления работы:

Педагогическая диагностика

Наблюдение во всех видах деятельности ребенка.

Выявление уровня интеллектуальных способностей.

Анкетирование родителей

Совместная деятельность (организация образовательной деятельности с учетом дифференцированного подхода)

Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, создавать условия побуждающих детей оказывать помощь другим детям, оценка своих работ и работ других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

Организация индивидуальной работы

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать ТРИЗ. ТРИЗ дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях (с геометрическими формами).

Организация самостоятельной деятельности детей

Дидактические игры:

Сенсорные

Моделирующего характера

Развивающие игры, способствующие решению умственных способностей

Обучающие настольно-печатные игры по математике

Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы.

Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.

Взаимодействие с семьей воспитанников

Информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье

Участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН)

Создание обогащенной развивающей среды в группе

Проведение бесед

Создание игровых ситуаций

Проведение интеллектуальных игр

  • Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  • Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  • Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

2.7. Функции участников:

  • Заведующий детским садом – создаёт условия для организации и проведения мероприятий.
  • Старший воспитатель – обеспечивает необходимой документацией, литературой всех участников программы, методическими разработками.
  • Музыкальный руководитель – помощь в проведении развлечений;
  • Воспитатель – реализация программы, составление карты ребенка.
  • Зам. заведующего по хоз. части – материально-техническое обеспечение.

2.8.Имеющиеся ресурсы на начало реализации программы и ее окончание:

  • Обучающие настольно-печатные игры по математике
  • Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов
  • Геометрические мозаики и головоломки
  • Занимательные книги по математике
  • Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы
  • Тетрадь в клетку
  • Простой карандаш, цветные карандаши, набор фломастеров, ручка
  • Линейки, набор цифр
  • Ножницы, набор цветной бумаги
  • Счетный материал

2.9. Требования к методическому обеспечению программы:

  • Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
  • Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.
  • Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).
  • Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  • В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
  • Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.

2.10. Этапы реализации проекта:

I этап – Организационный.

  • Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей.
  • Создание банка идей и предложений; подбор методической литературы.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса математической направленности.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей интеллектуальное развитие дошкольников
  • Анкетирование родителей с целью выявления их отношения в проблеме интеллектуального развития детей логико – математического типа интеллекта.
  • Составление календарно-тематических планов.

II этап - Основной.

  • Реализация задач в рамках непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию на основе деятельностного метода
  • Реализация задач в свободных видах детской деятельности: в играх и упражнениях на развитие интеллектуальной сферы, и совместной деятельности.
  • Введение родителей в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.

III этап –Заключительный.

  • Оценка способностей дошкольников с логико – математическим типом интеллекта (по методике Н. В. Микляевой).
  • Определение перспектив в работе детьми и с родителями.
  • Презентация проекта.

Работа проводится по блокам:

I блок: Работа с детьми

II блок: Работа с родителями

III блок: Самостоятельная деятельность

IV блок: Работа с педагогами

Задачи

Способы реализации

Срок

I блок: Работа с детьми, совместная деятельность

Определить уровень математических способностей детей – диагностирование.

1.Выявление трудностей у детей.

2. Банк диагностических методик «Математические способности детей».

сентябрь

Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни

Беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно прикладного искусства, дизайна.

сентябрь

Закрепить знания цифр, умения соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, умение выражать словами местонахождение предмета. Умение правильно пользоваться порядковыми числительными.

1.Организация непосредственно-образовательной деятельности с учетом дифференцированного подхода.

2.Организация самостоятельной деятельности детей

сентябрь

Развивать логическое мышление, развивать внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование найденного решения в последовательном анализе каждой группы рисунков; учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля.

«Лучшие задачки для детей от 3-6 лет. Развиваем логику и мышление»:

Игры на развитие внимания - с.65;

Игры на развитие памяти – с.71;

Игры и упражнения на развитие логического мышления – с.76.

октябрь - ноябрь

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить понимать поставленную задачу и решать ее. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2. «Математические игры для дошкольников»:

Головоломки;

Задачки-шутки;

Подвижные и ролевые игры

ноябрь - декабрь

Учить решать логические задачи. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей. Учить уметь продолжать заданную закономерность, учить решать примеры, используя числа второго десятка. Закреплять умение составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.«Занятия по ТРИЗ в детском саду»: «Волшебник времени», «Развитие ассоциативности».

2.«Лучшие задачки для детей от 3-6 лет. Развиваем логику и мышление»:

Задачи-сказки – с.38

Задачи на выделение признака отличия – с. 104

Развитие поисковой активности и интеллектуальных способностей, формировать способность к анализу и синтезу, учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно на основе взаимосвязи целого и частей. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.Задания из рабочей тетради для детей 6-7 лет «Математика – это интересно»

2. Математический КВН

Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку и сообразительность. Продолжать учить отгадывать математические загадки на сложение и вычитание в пределах 10. Учить решать интеллектуальные математические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации. Воспитывать умение работать в коллективе. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.«Лучшие задачки для детей от 3-6 лет. Развиваем логику и мышление»:

Веселая и забавная математика» - с.108

2. «Подготовка к школе» - развивающие упражнения и тесты

3. Информационно - компьютерные технологии.

март - апрель

Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения. Развивать мышление детей путем классификации предметов по разным признакам. Развивать гибкость и оригинальность мышления.

Соревнования

Викторины

Настольные игры

В течение года

Использование настольных интеллектуальных игр, игр с математическим содержанием во всех видах детской деятельности

В течение года

Развивать интеллектуальное мышление детей.

Шашечный клуб «Быстрая дамка»

В течение года

Расширение и закрепление знаний и умений детей.

Участие в олимпиадах по математике во всероссийском заочном конкурсе «Светлячок» и др.

4 раза в год

II блок: Работа с родителями

Выявить запросы родителей по организации работы с одаренными детьми, имеющими склонность к математике.

Провести анкетирование родителей по организации работы по развитию математических способностей детей.

сентябрь

Обогащать опыт родителей новыми интеллектуальными играми

Оформить альбомы на тему «Математика и в шутку и всерьез», «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

октябрь, март

Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

Семинар-практикум «Учимся играя».

Обогащать родительский опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития детей. Повышать педагогическую культуру родителей.

Консультации и беседы с родителями на тему: «Логико – математические игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей».

Открытые показы образовательной деятельности.

Организация совместных праздников и досугов

Психолого – педагогические лектории по интеллектуальному развитию дошкольников с математическим уклоном.

В течение года

III блок: Самостоятельная деятельность

Закрепление и применение полученных знаний

Экспериментирование, прогулка, рассматривание книг, пособий, беседы детей между собой.

В течение года

Стимулировать активность детей

Работа в рабочих тетрадях по математике.

В течение года

IV блок: Работа с педагогами

Повышать общую и педагогическую культуру педагогического коллектива

Выступить на педагогическом совете с сообщением на тему: «Организация работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике»

Обеспечить атмосферу творчества, неформального общения

Провести КВН по математике среди педагогов.

2.11.Интеграция логико – математического развития с другими образовательными областями

Социально-коммуникативное развитие

Развитие социального и эмоционального интеллекта.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Речевое развитие

Обогащение словарного запаса в процессе познания.

Развитие умений выразить свои мысли, умозаключения, предположения.

Развитие объяснительной речи, речи – доказательства.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, музыки, мира природы, художественной литературы.

Физическое развитие

Приобретение опыта двигательной детской деятельности, развитие крупной и мелкой моторики рук, овладение нормами и правилами здорового образа жизни.

3. Заключительная часть.

3.1. Мониторинг.

Оценка индивидуальных способностей дошкольников с логико – математическим типом интеллекта осуществляется в форме педагогической диагностики (по методике Н. В. Микляевой), согласно п.3.2.3.ФГОС ДО. Она связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Результаты оценки используются:

  • для индивидуализации образования - поддержки ребенка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития
  • для оптимизации работы с микрогруппой детей

Методы педагогической диагностики

Для проведения диагностики могут использоваться следующие методы:

Диагностическая ситуация


3.2.Результативность проекта

В результате работы над проектом система интеллектуального развития воспитанников была спроектирована в соответствии с контингентом воспитанников, их возрастными и индивидуальными особенностями.

Создана предметно-развивающая среда, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая логико – математическому развитию дошкольников.

Идёт активное освоение инновационных развивающих технологий педагогами детского сада и родителями.

Оптимизация интеллектуального развития воспитанников средствами инновационных развивающих технологий и игр способствовала повышению уровня познавательного развития выпускников. Результаты комплексного обследования первоклассников показали, что за последний год количество выпускников, имеющие высокий уровень познавательной активности повысился. 80% выпускников легко решают логические задачи, соответствующие возрастным возможностям; 88% детей планируют свою деятельность в учебном задании, при выполнении ориентируются на образец, адекватно корректируют результат. У 95% детей развито познавательное действие сравнения. Хорошо развита концентрация и распределение внимания у 72 % выпускников. 37% проявляют творчество, умеют анализировать источники информации, инициируют обсуждение проблем в кругу сверстников.

Таким образом, стимулирование интеллектуального развития воспитанников возможно через поэтапное, постепенно усложняющееся с учётом возраста, интереса, способностей, внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных технологий, развивающих игр, направленных на развитие познавательной сферы воспитанников. Это способствует росту интеллектуальной культуры всех участников воспитательно – образовательного процесса, повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе.

Формы подведения итогов: КВН, викторины, мини-олимпиады

3.3. Ожидаемый результат:

Развиты такие свойства у детей, как объем внимания, памяти, воображения;

Способны рассуждать, мыслить математическими символами;

Развиты гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, рациональности решений;

Выработаны умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

Сформированы умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия;

Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации;

4. Литература.

Бекетова, З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы / З.Н. Бекетова // Завуч. – 2004. – № 7.

Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования: учебно-методическое пособие / А.Д. Насибуллина. – М. : Компания Спутник+, 2007.

Е. Черенкова «Лучшие задачки для детей от 3до 6 лет. Развиваем логику и мышление» РИПОЛ КЛАССИК XXI век Москва 2010.

И. Н. Чеплашкина Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет «Математика – это интересно» «Детство-пресс»

С. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» Москва 2008г.

Л. Маврина, Е. Семакина «Математические игры для дошкольников» Москва 2012 г.

М.Н. Ильина «Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты» Санкт –Петербург

Интернет-ресурсы

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png