Как вы знаете, точный образ карты мира появился ещё до изобретения спутников, космических кораблей и прочих летающих объектов, который способны дать людям возможность увидеть нашу планету с высоты и зарисовать очертания островов и континентов. Огромное множество исследователей создавали карту мира, находясь непосредственно на Земле. Как они умудрялись это делать? Путешествовали, слушали рассказы путешественников, изобретали различные приборы и принимали эстафету изучения мира друг у друга сквозь века. Каковы очертания итоговой карты, вы знаете, и теперь мы предлагаем вам взглянуть на промежуточные этапы создания этого рисунка мировой значимости.

150 год нашей эры

Составленные с помощью рассказов путешественников, карты Птолемея впервые показали обширность населённых пунктов Земли и их связь друг с другом. В книге Птолемея «Руководство по географии» можно найти координаты 6345 пунктов. 27 карт поверхности Земли этого учёного, к сожалению, были утрачены, как и сама книга, и хоть она и была частично восстановлена в 14 веке, мы не знаем точного охвата территорий на этих картах.

1050 год

Типичная средневековая карта Т-О, на которой изображены Азия (правая часть), Европа (верхняя левая часть) и Африка (внизу слева). Основная цель создания карты была в большей степени связана с Библией, чем с исследованием мира. Заметнее континентов на карте выделены Иерусалим и Голгофа (в центре), библейские земли, Красное море, гора Синай и сады Эдема. Эдем находится вверху по центру - ближе к Раю.

1154 год

Пока многие его современники создавали карты, исходя из библейских побуждений, Мухаммад аль-Идриси основывался на рассказах путешественников и торговцев. На его карте большинство дистанций были убраны максимально неверным методом конвертирования времени перемещения. Тем не менее уже можно заметить очертания Евразии и северной части Африки.

1375 год

Эта карта была основана на записях судовых журналов и являлась довольно точной, так как дистанции и направления уже были хорошо известны. А вот пространство за пределами Средиземного, Чёрного морей и частей северной Атлантики было обозначено, исходя из слухов и догадок, как на предыдущих картах.

1489 год

Важнейший этап в картографии и отображении Старого Света! Карта Генриха Хаммера (известного под своим латинским именем) основывалась на путешествиях Марко Поло и кругосветного плавания Бартоломео Диаша, обогнувшего Африку. Моряки измеряли широту с помощью Солнца (эта карта точно обозначает размеры Африки с севера на юг), но с долготой всё ещё были проблемы, что и заметно.

1529 год

Это карта мира является секретной королевской картой Испании, которую составили испанские исследователи под угрозой смертной казни. За счёт совокупности показаний судовых журналов карта отображала большинство побережий Земли. Для её создания также использовались портовые записи и навигационное счисление из некоторых фиксированных позиций. Однако стоит отметить, что показания игнорировали кривизну и магнитное склонение, а пространства, исследованные не испанцами, обозначены довольно причудливо.

1599 год

Райт усовершенствовал проекцию Меркатора 1569 года (объекты на разных участках карты обозначены в разных масштабах) и оставил кривизну поверхности планеты нашему воображению. Для удобства. Расстояния вместе с очертаниями островов и материков всё ещё были приблизительными, но они стали куда более точными по сравнению с предыдущими образцами. Также карта Райта включала в себя новые открытия: архипелаг Новая Земля, Японию и Амазонку.

1778 год

С изобретением в 1760-х годах морского хронометра корабли наконец-то смогли точно измерять долготу, тем самым улучшив точность расположения объектов на карте с востока на запад. Также, после того как семья Кассини успешно измерила размеры Франции с помощью триангуляции, представители многих европейских стран также озаботились получением подобной информации о своих землях. Поэтому тут Европу уже почти не отличить от её нынешнего контура. Несмотря на то, что многие части света всё ещё не были исследованы и нуждались в коррекции, это уже была настоящая карта мира!

1832 год

Карта, названная именем своего создателя, была основным европейским атласом начиная с 1800-х годов. В этом втором издании полной карты мира лишь некоторые полярные регионы были обозначены неточно или вовсе пропущены, но все остальные объекты были расположены верно. В эти времена специальные инструменты на кораблях позволяли любое путешествие превратить в довольно точную карту той или иной земли.

Впрочем, внутреннее расположение стран на континентах - это уже совсем другая история…

1. Рыбак встречает восход Солнца на озере в безветренную погоду. Выберите правильное утверждение.
A. Изображение рыбака в зеркальной глади озера - уменьшенное.
Б. Пучки света, идущие от Солнца, на поверхности воды изменяют свое направление.
B. Угол преломления солнечных лучей отсчитывается от горизонтальной глади воды.
Г. Скорость света в воздухе равна скорости распространения света в воде.

2. На рисунке изображена находящаяся в воздухе стеклянная линза. Перед линзой находится предмет АВ. Выберите правильное утверждение.

А. Изображение предмета АВ в линзе действительное.

Б. Изображение предмета АВ в линзе мнимое.

В. Изображение предмета АВ в линзе увеличенное.
Г. Изображение предмета АВ находится между линзой и ее главным фокусом.

3. Оптическая сила линз у очков соответственно равна 1,25 дптр; 2 дптр; 4 дптр. Каковы фокусные расстояния таких линз?

4. Как и почему меняются очертания тени и полутени человека, когда он удаляется вечером от фонаря уличного освещения?

Размытие очертания тени при удалении от уличного фонаря, происходит за счет дифракции (огибание препятствий) света и увеличения расстояния между человеком и его тенью (на земле). Меняется угол падения лучей от источника до объекта.

5. Лампа находится на очень большом расстоянии от собирающей линзы. Ее приближают к линзе до соприкосновения с ней. Куда при этом будет перемещаться изображение лампы? Как будет меняться вид изображения?

Заканчивается к 14 . После этого лицо начинает утрачивать детскую мягкость, его черты заостряются. У может появиться первый пушок на лице, а кадык увеличивается. К 20 годам челюсти, линии подбородка и лоб становятся более четкими, а нос избавляется от подростковой округлости. Очерчивается переносица, кожа уплотняется и теряет детскую мягкость. Уже в этом возрасте могут проявиться маленькие мимические морщинки.


Все дети похожи друг на друга, но с в лице проступают характерные черты, сформированные под влиянием генетики и характера.

Зрелые черты лица

В период с 20 до 30 лет происходит формирование лица. Скулы, подбородок и челюсти становятся более выпуклыми. Лицо немного грубеет, появляется резкая очерченность его контуров. Мало заметные ранее морщинки становятся более выраженными. В этот период на формирование лица оказывает влияние - его черты и мимика буквально отражаются не внешности. Глаза выглядят посаженными более глубоко, чем в 20 лет. У могут начаться признаки облысения.

Средний возраст

С 45 лет на лице человека явно отражаются признаки старения. Лоб, веки и уголки рта покрывает сеточка морщин. Кожа на челюстях немного обвисает. Может появиться второй подбородок. Овал лица смягчается и становится менее резким. Виски и область глазных яблок, наоборот, становятся более очерченными. И у мужчин, и у женщин появляется седина. В 45 лет у многих начинается дальнозоркость, и требуются очки.

Процесс старения во многом зависит от наследственности и образа жизни. Кто-то седеет уже к 30 годам, а у кого-то выраженные морщины появляются только после 50 лет.

Внешность в 60 лет

К этому возрасту морщины заметны очень явно. Появляются мешки и круги под глазами. Волосы становятся тоньше, многие мужчины полностью лысеют. Заостряется переносица и область вокруг глаз. Сами глаза оказываются посаженными еще глубже. Острее выступают надбровные дуги. Кожа обвисает и утончается, сквозь нее можно хорошо рассмотреть рельеф черепа. Верхние веки, щеки и мочки ушей становятся более мясистыми и теряют четкость.

Лицо в пожилом возрасте

С 80 лет лицо полностью покрывается сеткой морщин. Глаза становятся меньше из-за обвисания верхних век. Губы выглядят более тонкими, их тоже покрывают морщины. Щеки обвисают еще больше, а скулы становятся впавшими. Нос удлиняется, а его силуэт выглядит более острым и костистым. Морщины еще больше углубляются. Волосы полностью седеют и истончаются.

Начальный уровень

1. Что служит главной частью фотоаппарата? Каково ее назначение?

2. Какое изображение получается на сетчатке глаза?

3. В каком случае возникает близорукость и в каком - дальнозоркость?

4. Каким образом устраняются такие недостатки глаза, как близорукость и дальнозоркость?

5. Какие линзы применяют в очках, предназначенных для близоруких людей? дальнозорких?

6. Оптическая сила линз в очках -2 дптр. Для близо­рукого или дальнозоркого глаза эти очки?

Средний уровень

1. Как отличить очки для дальнозорких людей от оч­ков для близоруких людей?

2. Можно ли устроить фотографический аппарат без объектива?

3. В очках или без очков должны смотреть в микроскоп люди, имеющие дефект зрения?

4. В чем состоит преимущества зрения двумя глазами?

5. Можно ли в телескоп увидеть муху, севшую на его объектив?

6. Если человек в молодости страдал близорукостью, то в пожилом возрасте этот недостаток зрения у него уменьшается. Почему?

Достаточный уровень

1. Определить оптическую силу объектива проекцион­ного фонаря, если диапозитив высотой 5 см получа­ется на экране высотой 2 м, когда экран удален от объектива на 6 м.

2. Диапозитив имеет размеры 8x8 см. Определите фо­кусное расстояние объектива проекционного аппара­та, если на экране, отстоящем на расстоянии 4 м от него, получается изображение 2х2 м.

3. С высоты 1 км сфотографирована река. Определить ширину реки, если на снимке она равна 4 см. Опти­ческая сила объектива фотоаппарата равна 8 дптр.

4. С какого расстояния нужно фотографировать здание длиной 50 м, чтобы весь фасад здания поместился в кадре пленки размером 24х36 мм? Фокусное рас­стояние объектива равно 50 мм.

5. Высота здания на фотографическом снимке 7 см. Оп­ределить действительную высоту здания, если из­вестно, что главное фокусное расстояние объектива равно 20 см, а аппарат при съемке был поставлен на расстоянии 80 м от здания.

6. При фотографировании с расстояния 100 м высота дерева на негативе оказалась равной 12 мм. Найдите действительную высоту дерева, если фокусное рас­стояние объектива 50 мм.

Высокий уровень

1. Линзы с оптическими силами 5 дптр и 2,5 дптр на­ходятся на расстоянии 0,9 м друг от друга. Какое изображение даст эта система, если предмет распо­ложить на расстоянии 30 см перед первой линзой?

2. Две одинаковые тонкие собирающие линзы сложили вплотную так, что их оптические оси совпали и по­местили на расстояние 12,5 см от предмета. Какова оптическая сила системы и одной линзы, если дей­ствительное изображение, даваемое системой линз, было в четыре раза больше предмета?

3. Собирающая линза с оптической силой 2 дптр и рас­сеивающая линза с оптической силой -1,5 дптр рас­положены на расстоянии 40 см друг от друга и имеют общую оптическую ось. Со стороны соби­рающей линзы на расстоянии 4 м от нее находится предмет АВ высотой 20 см. Определите, где и какое изображение предмета дадут эти линзы.

4. Две линзы, выпуклую и вогнутую, сложили вплот­ную так, что их оптические оси совпали. Фокусное расстояние выпуклой линзы 10 см. Когда такую систему поместили на расстоянии 40 см от предме­та, то по другую от неё сторону на экране получи­лось чёткое изображение предмета. Определить оп­тическую силу вогнутой линзы, если расстояние от предмета до экрана 1,6 м.

6. Оптическая система состоит из собирающей линзы с фокусным расстоянием 30 см и плоского зеркала, находящегося на расстоянии 15 см от линзы. Опре­делите положение изображения, даваемого этой сис­темой, если предмет находится на расстоянии 15 см перед линзой.


Контрольная работа. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Начальный уровень

ВАРИАНТ 1.

1. Угол падения луча равен 25°. Чему равен угол ме­жду падающим и отраженным лучами?

2. Фокусные расстояния трех линз соответственно равны 1,25 м; 0,5 м и 0.04 м. У какой линзы оп­тическая сила больше?

3. Какие очки предназначены для близорукого чело­века, а какие - для дальнозоркого, если оптиче­ские силы их линз таковы: +1 дптр; +2 дптр; -1,5 дптр; -2,5 дптр?

ВАРИАНТ 2

1. Угол между падающим и отраженным лучами со­ставляет 60°. Под каким углом к зеркалу падает свет?

2. Оптическая сила линзы -2,5 дптр. Вычислите ее фокусное расстояние. Какая это линза - рассеи­вающая или собирающая?

3. Какие линзы (собирающие или рассеивающие) в очках, предназначенных для близоруких людей? Обоснуйте свой ответ.

ВАРИАНТ 3

1. При каком угле падения падающий и отраженный лучи составляют между собой прямой угол?

2. Оптическая сила линз у очков соответственно равна 1,25 дптр, 2 дптр и 5 дптр. У какой линзы фокус­ное расстояние меньше?

3. Какой дефект зрения (близорукость или дально­зоркость) у человека, пользующегося очками с со­бирающими линзами? Обоснуйте свой ответ.

ВАРИАНТ 4

1. Угол между зеркалом и падающим на него лучом составляет 30°. Чему равен угол отражения луча?

2. Оптическая сила линзы 5 дптр. Вычислите ее фо­кусное расстояние. Какая это линза - рассеиваю­щая или собирающая?

3. Как устроен фотоаппарат? Где и какое получают в нем изображение предметов?

ВАРИАНТ 5

1. При каком угле падения луча на зеркало падающий и отраженный лучи совпадают?

2. Какой угол - падения или преломления - будет больше в случае перехода луча света из воздуха в алмаз? Сделайте соответствующий чертеж.

3. Как на ощупь (в темноте) можно отличить соби­рающую линзу от рассеивающей?

ВАРИАНТ 6

1. При каком угле падения падающий и отраженный лучи составляют между собой угол 120°?

2. Фокусное расстояние линзы равно 40 см. Какова ее оптическая сила?

3. Зачем объективы у проекционных аппаратов и фо­тоаппаратов должны быть подвижными?

Средний уровень

ВАРИАНТ 1

1. Чем отличается действительное изображение от мнимого?

2. Когда оптическая сила глаза больше: при рассмот­рении удаленных или близких предметов?

3. Сделайте чертеж (см. рис.) и изобразите на нем те­ни и полутени от мяча, освещенного двумя источ­никами света A 1 и А 2 .

ВАРИАНТ 2

1. Расстояние от предмета до его изображения в плос­ком зеркале равно 80 см. Чему равно расстояние от предмета до зеркала?

3. Перечертив рисунок в тетрадь, покажите на нем области тени и полутени, образуемые за непро­зрачным предметом ВС, который освещается дву­мя источниками света A 1 и А 2 (см. рис.)

ВАРИАНТ 3

1. При каком условии собирающая линза может дать изображение предмета, равное по размеру самому предмету?

2. На линзу объектива фотоаппарата села муха. Как это отразится на качестве снимка?

3. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале. Какое это будет изображение? Почему? Определите графически область видения этого предмета.

ВАРИАНТ 4

1. Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем (острогой) в рыбу, плавающую невдалеке?

2. Какой оптический прибор по своему устройству наиболее похож на глаз человека?

3. На рисунках показаны ход отраженных от поверхно­сти параллельных лучей. Какие из этих поверхно­стей зеркальные, какие имеют шероховатости? Почему? Объясните.

ВАРИАНТ 5

1. С какой скоростью удаляется предмет от зеркала, ес­ли изображение предмета удаляется от предмета со скоростью 80см/с?

2. Собирающую стеклянную линзу мальчик погрузил в воду. Изменилась ли при этом оптическая сила линзы?

3. Постройте изображение предмета CD в плоском зеркале АВ. Найдите область, в которой глаз будет видеть изображение всего предмета.

ВАРИАНТ

1. Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 40°, угол между отражен­ным лучом и преломленным 110°. Чему равен угол преломления?

2. Почему в солнечный летний день нельзя днем поли­вать цветы в саду?

3. Между светящейся точкой А и глазом поместили плоскопараллельную пластинку. Построить изобра­жение точки А.


Достаточный уровень

ВАРИАНТ 1

1. По какому признаку можно обнаружить, что вы оказались в полутени некоторого предмета?

2. На рисунке показаны положение оптической оси ММ тонкой линзы, светящейся точки А и ее изображения А 1 . Найдите построением положения центра линзы и ее фокусов. Какая это линза?

3. В солнечный день длина тени на земле от человека ростом 1,8 м равна 90 см, а от дерева - 10 м. Ка­кова высота дерева?

ВАРИАНТ 2

1. Как и почему меняются очертания тени и полутени человека, когда он удаляется вечером от фонаря уличного освещения?

2. Даны точки А и А 1 на оси линзы неизвестной фор­мы. Определить вид линзы (собирающая или рас­сеивающая). Постройте фокусы линзы.

3. Предмет находится на расстоянии 40 см от соби­рающей линзы. Каким будет изображение предме­та (действительным или мнимым, прямым или пе­ревернутым, увеличенным или уменьшенным), ес­ли оптическая сила линзы 4 дптр?

ВАРИАНТ 3

1. Как влияют размеры источника света на ширину области полутени?

2. На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение A 1 B 1 . Определите графически положение оптического центра и фокуса линзы.

3. В солнечный день длина тени на земле от дома равна 40 м, а от дерева высотой 3 м длина тени равна 4 м. Какова высота дома?

ВАРИАНТ 4

1. Почему в комнате, освещаемой одной лампой, по­лучаются довольно резкие тени от предметов, а в комнате, где источником освещения служит люст­ра, такие тени не наблюдаются?

2. На рисунке показаны положение предмета АВ и его изображения A 1 B 1 . Найти построением поло­жение линзы и расположение ее фокусов.

3. Линза дает мнимое изображение предмета, располо­женного на расстоянии 35 см от линзы. Может ли оптическая сила линзы быть равной 2,5 дптр? Рас­смотрите случаи собирающей и рассеивающей линз.

ВАРИАНТ 5

1. На крытых стадионах часто можно наблюдать, что у спортсменов, находящихся на поле, четыре тени. Чем это можно объяснить?

2. На рисунке показаны положение оптической оси ММ тонкой линзы, светящейся точки А и ее изо­бражения А 1 . Найдите построением положения центра линзы и ее фокусов. Какая это линза?

3. Уличный фонарь висит на высоте 3 м. Палка дли­ной 1,2 м, установленная вертикально в некотором месте, отбрасывает тень, длина которой равна дли­не палки. На каком расстоянии от основания стол­ба расположена палка?

ВАРИАНТ 6

1. Тень от штанги футбольных ворот утром и вечером длиннее, чем днем. Меняется ли в течение дня дли­на тени от перекладины ворот?

2. На рисунке даны ход произвольного луча в соби­рающей линзе и положение ее главной оптической оси и оптического центра. Найдите построением положение фокусов линзы.

3. Где может быть расположен предмет, если соби­рающая линза с фокусным расстоянием 20 см дает его действительное изображение? Каким будет это изображение - прямым или перевернутым?


Высокий уровень

ВАРИАНТ 1

1. Можно ли сказать, что изображение предмета в зер­кале абсолютно ему идентично (одинаково с ним)?

2. Объектив фотоаппарата имеет фокусное расстояние 10,5 см. На каком расстоянии от объектива дол­жен быть помещен предмет, чтобы снимок полу­чился в 5 раз меньше размера предмета?

3. Вы нашли очки. Предложите способ, с помощью которого можно определить, близорукость или дальнозоркость у их владельца.

4. АВ - предмет, А 1 В 1 - изображение предмета, (А 1 В 1)/АВ = 5. Оптическая сила линзы 40 дптр. Найти расстояние от предмета до линзы и от изображе­ния до линзы. Расчёт проверить построением (см. рис.).

ВАРИАНТ 2

1. Пузырьки воздуха, расположенные на стеблях и листьях подводных растений кажутся серебристо-зеркальными. Почему?

2. С какого расстояния был сделан фотоснимок элек­трички, если высота вагона на снимке 9 мм, а дей­ствительная высота вагона 3 м? Фокусное расстоя­ние объектива фотоаппарата 15 см.

3. Сидящие рядом дальнозоркий и близорукий зри­тели пользуются одинаковыми биноклями. У ка­кого зрителя трубка бинокля раздвинута больше?

4. На рисунке показан ход луча относительно глав­ной оптической оси тонкой линзы. Определите по­строением положение линзы и её фокусов.

ВАРИАНТ 3

1. Как располагается радуга относительно Солнца? Почему она имеет форму дуги?

2. Расстояние между предметом и экраном 120 см. Где нужно поместить собирающую линзу с фокус­ным расстоянием 25 см, чтобы на экране получи­лось отчетливое изображение предмета?

3. Перед вами одинаковые по виду и размеру очки. На одном рецепте к этим очкам написано +1,5 дптр, а на другом +3 дптр. Как, используя излучение лампы, отобрать очки, соответствующие рецепту +1,5 дптр? У каких очков масса стекол больше?

4. На рисунке показано положение оптической оси ММ тонкой линзы и ход луча ABC. Найдите по­строением ход произвольного луча КЕ.

ВАРИАНТ 4

1. Неровности дороги днем видны хуже, чем ночью при освещении дороги фарами автомобиля. Почему?

2. Чему равно главное фокусное расстояние соби­рающей линзы, если изображение предмета, рас­положенного от линзы на расстоянии 20 см, полу­чилось увеличенным в 4 раза?

3. В каком случае хрусталик глаза делается более выпуклым: если мы смотрим на близкие или да­лекие предметы?

4. Построить дальнейший ход луча (см. рис.) если угол паде­ния равен 40°, а показатель преломления равен 2.

ВАРИАНТ 5

1. Края линзы обрезали. Изменилось ли при этом ее фокусное расстояние?

2. Линза дает трехкратное увеличение предмета, находящегося на расстоянии 10 см от нее. Найти фокусное расстояние линзы.

3. В воде человек видит размытые контуры окру­жающих его предметов. Означает ли это, что под водой глаз становится очень близоруким или очень дальнозорким? Обоснуйте свой ответ.

4. Построить дальнейший ход луча (см. рис.), если угол паде­ния равен 68°; n 1 =1,5; n 2 =2.

ВАРИАНТ 6

1. Какой дефект зрения «появится» у рыбы, которую вынули из воды, - близорукость или дальнозор­кость?

2. Объектив проекционного аппарата имеет фокусное расстояние 15 см. На каком расстоянии нужно по­местить диапозитив размером 9x12 см от объек­тива, чтобы получить на экране изображение раз­мером 45х60 см?

3. Перед собирающей линзой надо поместить горящую свечу так, чтобы расстояние между пламенем и дей­ствительным его изображением было наименьшим. Где должна стоять свеча по отношению к линзе?

4. Построить дальнейший ход луча в призме. n 2-1 = 3 (см. рис.).


Похожая информация.


ВАРИАНТ 3|

1. Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем (острогой) в рыбу, плавающую невдалеке?

2. Почему в солнечный летний день нельзя днем поливать цветы в саду?

3. Перечертив рисунок в тетрадь, покажите на нем области тени и полутени, образуемые за непрозрачным, предметом ВС, который освещается двумя источниками света A 1 и A 2 .

ВАРИАНТ 4

1. При каком условии собирающая линза может дать изображение предмета, равное по размеру самому предмету?

2. Когда оптическая сила глаза больше: при рассмотрении удален­ных или близких предметов?

3.Постройте изображение предмета CD в плоском зеркале АВ. Найдите область, в которой глаз будет видеть изображение всего предмета.


C

ВАРИАНТ 5 B

1. Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 40°, угол между отраженным лучом и прелом­ленным 110°. Чему равен угол преломления?

3. Между светящейся точкой А и глазом поместили плоскопарал­лельную пластинку. Построить изображение точки А.

ВАРИАНТ 6

1. С какой скоростью удаляется предмет от зеркала, если изобра­жение предмета удаляется от предмета со скоростью 80 см/с?

2.На линзу объектива фотоаппарата села муха. Как это отразится на качестве снимка?

3. На рисунке показан ход отраженных от поверхности парал­лельных лучей. Какие из этих поверхностей зеркальные, какие имеют шероховатости? Почему? Объясните.

Достаточный уровень

ВАРИАНТ 1

1. Почему в комнате, освещаемой одной лампой, получаются до­вольно резкие тени от предметов, а в комнате, где источником освещения служит люстра, такие тени не наблюдаются?

2. На рисунке показаны положение оптической оси ММ тонкой линзы, светящейся точки А и ее изображения А 1 . Найдите по­строением положения центра линзы и ее фокусов. Какая это линза?

3. Предмет находится на расстоянии 40 см от собирающей линзы. Каким будет изображение предмета (действительным или мни­мым, прямым или перевернутым, увеличенным или уменьшен­ным), если оптическая сила линзы 4 дптр?

4. Объектив проекционного аппарата имеет фокусное расстояние 15 см. На каком расстоянии нужно поместить диапозитив раз­мером 9*12 см от объектива, чтобы получить на экране изо­бражение размером 45*60 см?

ВАРИАНТ 2

1. Тень от штанги футбольных ворот утром и вечером длиннее, чем днем. Меняется ли в течение дня длина тени от переклади­ны ворот?

2. Даны точки А и A 1 на оси линзы неизвестной формы. Определи­те вид линзы (собирающая или рассеивающая). Постройте фо­кусы линзы.

3. В солнечный день длина тени на земле от человека ростом 1,8 м равна 90 см, а от дерева - 10 м. Какова высота дерева?

4. Чему равно главное фокусное расстояние собирающей линзы, если изображение предмета, расположенного от линзы на рас­стоянии 20 см, получилось увеличенным в 4 раза?

ВАРИАНТ 3

1. На крытых стадионах часто можно наблюдать, что у спортсме­нов, находящихся на поле, четыре тени. Чем это можно объяс­нить?

2. На рисунке показан ход луча после преломления в рассеиваю­щей линзе. Найти построением ход этого луча до линзы.

3. Линза дает мнимое изображение предмета, расположенного на расстоянии 35 см от линзы. Может ли оптическая сила линзы быть равной 2,5 дптр? Рассмотрите случаи собирающей и рас­сеивающей линз.

4. Линза дает трехкратное увеличение предмета, находящегося на расстоянии 10 см от нее. Найти фокусное расстояние линзы.

ВАРИАНТ 4

1. Как влияют размеры источника света на ширину области полу­тени?

2. Из стекла двух сортов с различными показателями преломления изготовлена слоистая линза. Какое изображение точечного источника света даст эта линза? Считайте, что на границах между слоями свет полностью поглощается.

3. В солнечный день длина тени на земле от дома равна 40 м, а от дерева высотой 3 м длина тени равна 4 м. Какова высота дома?

4. С какого расстояния был сделан фотоснимок электрички, если высота вагона на снимке 9 мм, а действительная высота вагона 3 м? Фокусное расстояние объектива фотоаппарата 15 см.

ВАРИАНТ 5

1. По какому признаку можно обнаружить, что вы оказались в полутени некоторого предмета?

2. На рисунке показано положение предмета АВ и его изображе­ния A 1 B 1 . Найти построением положение линзы и расположение ее фокусов.

В 1

3. Где может быть расположен предмет, если собирающая линза фокусным расстоянием 20 см дает его действительное изображение? Каким будет это изображение - прямым или перевер­нутым?

4. Объектив фотоаппарата имеет фокусное расстояние 10,5 см. На каком расстоянии от объектива должен быть помещен предмет, чтобы снимок получился в 5 раз меньше размера предмета?

ВАРИАНТ 6

1. Как и почему меняются очертания тени и полутени человека, когда он удаляется вечером от фонаря уличного освещения?

2. Постройте изображение наклонной стрелки АВ, проходящей че­рез фокус собирающей линзы.

3. Уличный фонарь висит на высоте 3м. Палка длиной 1,2м, ус­тановленная вертикально в некотором месте, отбрасывает тень, длина которой равна длине палки. На каком расстоянии от ос­нования столба расположена палка?

4. Расстояние между предметом и экраном 120см. Где нужно по­местить собирающую линзу с фокусным расстоянием 25см, чтобы на экране получилось отчетливое изображение предмета?

Высокий уровень

ВАРИАНТ 1

1. Пузырьки воздуха, расположенные на стеблях и листьях под­водных растений кажутся серебристо-зеркальными. Почему?

2. Собирающая линза с фокусным расстоянием 20 см находится на расстоянии 10 см от рассеивающей линзы с фокусным расстоя­нием 60 см. Найти, на каком расстоянии от второй линзы полу­чится изображение точки А, если сама светящаяся точка нахо­дится на расстоянии 30 см от первой линзы.

3. Постройте ход лучей и определите положение изображения предмета АВ в оптической системе, состоящей из собирающей линзы и плоского зеркала.

4. Человек, стоящий на берегу водоёма, видит в гладкой поверхно­сти воды изображение солнца, высота которого над горизонтом составляет 25°. Присев на скамейку, он обратил внимание на то, что изображение солнца в воде приблизилось к нему на 240 см. Найти высоту скамейки, если рост человека равен 160 см.

ВАРИАНТ 2

1. Как располагается радуга относительно Солнца? Почему она имеет форму дуги?

2. Собирающая линза даёт в три раза увеличенное действительное изображение предмета. Чтобы получить в три раза увеличенное, но мнимое изображение, линзу передвинули в сторону предмета на 10 см. Каково фокусное расстояние и оптическая сила лин­зы?

3. Как надо расположить три собирающие линзы, чтобы парал­лельные лучи, пройдя через линзы, остались параллельными?

4. Построить дальнейший ход луча в призме. n 2-1 =3.

ВАРИАНТ 3

1. Можно ли сказать, что изображение предмета в зеркале абсо­лютно ему идентично (одинаково с ним)?

2.Две собирающие линзы с фокусными расстояниями 2 см и 20 см расположены на расстоянии 24 см друг от друга. Построить изо­бражение предмета, находящегося на расстоянии 3 см от первой линзы. Найти увеличение Г.

3. АВ - предмет, A 1 B 1 - изображение предмета,
Оптическая сила линзы 40 дптр. Найти расстояние от предмета до линзы и от изображения до линзы. Расчёт проверить построением.

4. Два плоских зеркала расположены под углом друг к другу. То­чечный источник света расположили между ними, и в результа­те получили п = 11 изображений этого источника в зеркалах. Чему равен угол α между зеркалами?

ВАРИ A НТ 4

1. Какой дефект зрения «появится» у рыбы, которую вынули из воды, - близорукость или дальнозоркость?

2.Две собирающие линзы с фокусными расстояниями 10 см и 15 см дают изображение предмета высотой 2 см, расположенно­го на расстоянии 10 см от первой линзы. Найти высоту изобра­жения предмета, даваемого системой линз. Построить изобра­жение предмета.

3.На рисунке показано положение оптической оси ММ тонкой линзы и ход луча ABC . Найдите построением ход произвольного луча КЕ.

4. Найти число изображений п точечного источника света, полу­ченных в двух плоских зеркалах, образующих друг с другом угол 60°. Источник находится на биссектрисе угла.

ВАРИАНТ 5

1. Края линзы обрезали. Изменилось ли при этом ее фокусное рас­стояние?

2.С какой выдержкой надо фотографировать бегуна, скорость ко­торого 3 м/с, чтобы размытость изображения не превышала 0,1 мм? Фокусное расстояние объектива 15 см, расстояние от фотоаппарата до бегуна 10 м.

3. Построить дальнейший ход луча в призме, если угол падения 70°, а показатель преломления 1,6.

4. Два плоских прямоугольных зеркала образуют двугранный угол 178°. На расстоянии 8 см от линии соприкосновения зеркал и на одинаковом расстоянии от каждого из них находится точечный источник света. Определить расстояние между мнимыми изо­бражениями источника в зеркалах.

ВАРИАНТ 6

1. Неровности дороги днем видны хуже, чем ночью при освещении дороги фарами автомобиля. Почему?

2. Пучок параллельных лучей проходит через две тонкие линзы, оставаясь параллельным. Расстояние между линзами равно 15 см. Определите фокусное расстояние первой линзы, если для второй линзы оно равно 9 см.

3. Построить дальнейший ход луча, если угол падения равен 40 показатель преломления равен 2.

4. Световой луч падает на одно из двух плоских зеркал, которые образуют острый двугранный угол 30° в плоскости, перпенди­кулярной зеркалам. Отразившись от зеркал 5 раз, луч выходит назад по тому же самому направлению. Определить угол паде­ния луча.

Контрольная работа № 3

ВОЛНОВАЯ ОПТИКА

Начальный уровень

ВАРИАНТ 1

1. В чём состоит явление дисперсии света? Действие какого при­бора основывается на этом явлении?

2. Какое условие является необходимым для наблюдения дифрак­ционной картины? Укажите все правильные ответы.

A. Размеры препятствия много больше длины волны.

Б. Размеры препятствия сравнимы с длиной волны.

B. Размеры препятствия много больше амплитуды волны.

3. Среди перечисленных ниже укажите ту пару явлений, в кото­рой наиболее ярко проявляются волновые свойства света. Ука­жите все правильные утверждения.

A. Отражение и дисперсия.

Б. Преломление и поляризация.

B. Дифракция и интерференция.

ВАРИАНТ 2

1. Назовите характерные черты явления дифракции света. При каких условиях отчётливо наблюдается это явление?

2. Свет какого цвета меньше других отклоняется призмой спек­троскопа? Укажите все правильные ответы.

A. Фиолетового.

Б. Зеленого.

B. Красного.

3. Какое явление связано с различием скорости распространения скорости света в веществе? Укажите все правильные ответы.

A. Дисперсия.

Б. Интерференция.

B. Дифракция.

ВАРИАНТ 3

1. Назовите характерные черты явления интерференции света. При каких условиях отчётливо наблюдается это явление?

2. Как изменится частота красного излучения при переходе света из воздуха в воду? Укажите все правильные ответы.

A. Увеличивается.

Б. Уменьшается.

B. Не изменяется.

3. Каков характер световых волн? Укажите все правильные от­веты.

A. Поперечные, как звуковые волны в твердых телах.

Б. Продольные, как звуковые волны в газах.

B. Могут быть и продольными, и поперечными, как меха­нические волны в упругих средах.

ВАРИАНТ 4

1. О чем свидетельствует явление дисперсии?

2. Какие из перечисленных ниже явлений объясняются интерфе­ренцией света? Укажите все правильные ответы.

A. Радужная окраска тонких масляных пленок.

Б. Кольца Ньютона.

B. Отклонение световых лучей в область геометрической тени.

3. Какие из приведенных ниже выражений являются условием наблюдения главных максимумов в спектре дифракционной решетки с периодом d под углом φ? Укажите все правильные ответы.

А.

В.

ВАРИАНТ 5

1. Объясните, как и почему происходит дифракция волн?

2. Свет переходит из воздуха в стекло с показателем преломления 1,5. Какое из следующих утверждений справедливо? Укажите все правильные ответы.

А. Частота и скорость света уменьшились в 1,5 раза.

Б. Частота и скорость света увеличились в 1,5 раза.

В. Частота не изменилась, а скорость света уменьшилась в 1,5 раза

3. Какое явление доказывает поперечность световых волн?

A. Дисперсия.

Б. Отражение.

B. Поляризация.

ВАРИАНТ 6

1. В чем состоит явление интерференции света? Приведите приме­ры.

2. Как изменится длина желтого излучения при переходе из воз­духа в воду? Укажите все правильные ответы.

A. Уменьшается.

Б. Увеличивается.

B. Не изменяется.

3. Что в обыденной жизни легче наблюдать: дифракцию звуковых или световых волн? Укажите все правильные ответы.

A. Дифракцию звуковых волн, так как они продольные, а световые волны поперечные.

Б. Дифракцию звуковых волн, так как.

B. Дифракцию световых волн, так как

Средний уровень

ВАРИАНТ 1

1. Если сквозь ресницы смотреть на свет уличного фонаря, вокруг него появляется радужный свет. Чем это объяснить?

2. Во сколько раз изменится длина световой волны при переходе из воздуха в стекло, если скорость света в стекле равна 2 10 8 м/с?

3. Дифракционная решетка имеет 50 штрихов на миллиметр. Под каким углом виден максимум второго порядка монохроматиче­ского излучения с длиной волны 400 нм?

ВАРИАНТ 2

1. Зависит ли скорость распространения светового излучения от час­тоты колебаний? от длины волны?

2. Сколько длин волн монохроматического излучения с частотой

6 10 14 Гц укладывается на отрезке 1м?

3. Определить оптическую разность хода волн длиной 540 нм, прошедших через дифракционную решетку и образовавших максимум второго порядка.

ВАРИАНТ 3

1. Почему меняется окраска крыльев насекомого, если его рас­сматривать под разными углами?

2. Длина волны жёлтого света в воздухе равна 580 нм, а в жидкости 400 нм. Определить показатель преломления жидкости.

3. Определить длину световой волны, если в дифракционном спек­тре максимум второго порядка возникает при оптической разно­сти хода волн в 1,15 мкм.

ВАРИАНТ 4

1. Какие световые волны называются когерентными.

2. Световые волны в некоторой жидкости имеют длину волны 500 нм и частоту 4,5 10 14 Гц. Определить абсолютный показа­тель преломления этой жидкости.

3. Через дифракционную решетку, имеющую 200 штрихов на мил­лиметр, пропущено монохроматическое излучение с длиной волны 750 нм. Определить угол, под которым виден максимум первого порядка этой волны.

ВАРИАНТ 5

1. Почему обычные источники света не излучают когерентные волны?

2. Какие частоты колебаний соответствуют красным лучам види­мой части спектра с длиной волны 700 нм?

3. Дифракционная решетка имеет 50 штрихов на миллиметр. Под каким углом виден максимум первого порядка монохроматиче­ского излучения с длиной волны 400 нм?

ВАРИАНТ 6

1. Какие свойства света подтверждает явление интерференции?

2. Какие частоты колебаний соответствуют фиолетовым лучам ви­димой части спектра с длиной волны 400 нм?

3. Найти наибольший порядок спектра для желтой линии натрия с длиной волны 5,89 10 -7 м, если период дифракционной решет­ки 2 мкм.

Достаточный уровень

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png